дз по математике на 20 и 21 февраля



Вычислите:

Задание по математике на 20 и 21 февраля.

1. Вычислите а) 9000 : 120 · 6; б) 5000 : 125 · 4; в) 3000 · 5 : 120; г) 7000 · 3 : 20.

2. Вычислите а) 65 — 30 : (2 + 3) + 5 · 6; б) 24 + 30 : (6 3) + 7; в) 84 — 5 · 5 — 40 : (9 — 5).

3. Найдите значение выражения а) ; б) ; в)

4. Найдите значение выражения а) ; б) .   

5. Найдите значение выражения а) ; б)

6. Найдите значение выражения а) ; б) .

7. Расположите величины в порядке возрастания. В ответе запишите их номера в нужном порядке без пробелов, запятых и других дополнительных символов:

1) 70 мин; 2) 1 ч 20 мин; 3) 7200 с; 4) 1 ч 5 мин.

8. Расположите величины в порядке возрастания. В ответе запишите их номера в нужном порядке без пробелов, запятых и других дополнительных символов:

1) 1 сутки 7 ч; 2) 30 ч; 3) 2400 мин; 4) 1 сутки 10 мин.

9. Расположите величины в порядке возрастания. В ответе запишите их номера в нужном порядке без пробелов, запятых и других дополнительных символов:

1) 5100 кг; 2) 500 000 г; 3) 510 г; 4) 5 т 10 кг.

10. Расположите величины в порядке возрастания. В ответе запишите их номера в нужном порядке без пробелов, запятых и других дополнительных символов:

1) 3 т 200 кг; 2) 3 100 000 г; 3) 3 600 кг; 4) 3,3 т.

11. Расположите величины в порядке убывания. В ответе запишите их номера в нужном порядке без пробелов, запятых и других дополнительных символов:

1) 8 м 10 см; 2) 840 см; 3) 8,8 м; 4) 8 030 мм.

12. Расположите величины в порядке убывания. В ответе запишите их номера в нужном порядке без пробелов, запятых и других дополнительных символов:

1) 2 км 10 м; 2) 2 км; 3) 2 100 м; 4) 200 010 см.

13. Установите соответствие между величинами и их возможными реальными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ВЕЛИЧИНЫ

ВОЗМОЖНЫЕ РЕАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

А) толщина лезвия бритвы

Б) длина реки

В) ширина двери

Г) высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

1) 80 см

2) 101,5 м

3) 0,08 мм

4) 4400 км

 

В таблице под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер ее возможного значения.

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Continue Reading

ДЗ 6 кл. русский 11.02-18.02



6 А класс

13.02 (понедельник)

§9 ( разобраться в теории. Смотрите приложение онспект по теме урока )

Упр. 60 (выполнять в столбик, согласно образцу)

 

15.02 (среда)

§8,10 ( читать теорию), ОК «Образование причастий»,

упр.78(выполнять в столбик и строго по образцу!!!)

 

16.02 (четверг)

Знать

способы образования действительных и страдательных причастий НАСТОЯЩЕГО времени (смК),

способы образования действительных и страдательных причастий ПРОШЕДШЕГО времени

Упр. 80

 

20.02 (понедельник)

Знать

способы образования действительных и страдательных причастий НАСТОЯЩЕГО времени (смК),

способы образования действительных и страдательных причастий ПРОШЕДШЕГО времени

 

§11 (разобраться в теории стр.58),

Упр.87 (выполнять в столбик и строго по образцу!!!)

 

6 Г класс

13.02 (понедельник)

§9 ( разобраться в теории. Смотрите приложение онспект по теме урока )

Упр. 60 (выполнять в столбик, согласно образцу)

 

14.02 ( вторник)

§8,10 ( читать теорию), ОК «Образование причастий»,

упр.78(выполнять в столбик и строго по образцу!!!)

 

15.02 (среда)

Знать

способы образования действительных и страдательных причастий НАСТОЯЩЕГО времени (смК),

способы образования действительных и страдательных причастий ПРОШЕДШЕГО времени

Упр. 80

 

20.02 (понедельник)

Знать

способы образования действительных и страдательных причастий НАСТОЯЩЕГО времени (смК),

способы образования действительных и страдательных причастий ПРОШЕДШЕГО времени

 

§11 (разобраться в теории стр.58),

Упр.87 (выполнять в столбик и строго по образцу!!!)

 

 

 

Образование действительных причастий прошедшего времени

 

 

Действ причастия

прош. времени

Глагол соверш/несоверш. вид

нереход/переход.

в неопр. форме

 

+ ш

+вш

 

   

посеЯть + вш посеЯвший

 

УвидЕть + вш    увидЕвший

 

   

заклеИть + вш заклеИвший

 

Нести + ш    несший

 

 

Образование страдательных причастий прошедшего времени

 

 

страдат. причастия

прош. времени

Глагол соверш/несоверш. вид

переходные

в неопр. форме

+ нн

+ т

+ енн

   

посеЯть + нн посеЯнный

 

УвидЕть + нн    увидЕнный

 

рассказАть + нн    рассказАнный

 

   

заклеИть + нн заклеЕННый

 

Расколоть + т расколотый

 

 

 

Continue Reading

Дз 7А по алгебре 17.11



Домашняя работа по алгебре на 17.11.16

Тема Повторение по теме «Действия с рациональными числами. Решение уравнений»

1. Вычислите:

 

 

2. Решите уравнения:

Continue Reading

ДЗ алгебра 10 класс



• № 10.5

• №11.11

• №11.9 (б, г)

• Уметь строить графики тригонометрических функций, используя преобразования графиков.

Continue Reading

ДЗ Математика 5 — 6 лет



Математика

Суббота 10 декабря

«Зайчата», «Ёжики», «Тигрята»

Тема: «Переместительное свойство сложения».

1. Формирование представления о переместительном свойстве сложения;

2. Закрепление представления о смысле сложения групп предметов и записи с помощью знака +;

3. Закрепление счётных умений в пределах;

4. Дома выполнить задание № 3, 4, 5 стр. 24.

 

«Котята»

 

Тема: «Луч. Отрезок».

1. Формирование представления о луче, отрезке и способе их черчения с помощью линейки;

2. Уточнение представлений о точке, прямой, тренируем умение чертить прямые линии с помощью линейки;

3. Закрепить пространственные представления, умения ориентироваться по элементарному плану;

4. Дома выполнить задания № 1, 2, 4, 5 на стр 23 – 24 .

Continue Reading

дз по алгебре



Найдите производную функции:

а) f(x) = x3+x2+2x;

б) f(x) =

в) g(x) = ;

г) g(x) =

д) h(x) = и вычислите h′ (-1);

е) h(x) = и вычислите h′ ( — 2).

Ж).

З).

И).

К). .

Л).

 

Continue Reading

Група КА, телефон, учеб. заведение



Група КА-31

Телефон

Школа

Бондар Богдан Серафимович

0638754331

Технічний ліцей Національного Технічного Університету України «Київський політехнічний інститут»

Бондаренко Микола Миколайович

0509171007

Технічний ліцей Національного Технічного Університету України «Київський політехнічний інститут»

Воронцева Аліна Ігорівна

0973693287

Ліцей №227 імені М. М. Громова міста Києва

Кириченко Владислав Андрійович

0634187979

Рішельєвський ліцей при Одеському національному університеті

Клименко Сергій Степанович

0931334960

Технічний ліцей Національного Технічного Університету України «Київський політехнічний інститут»

Козлова Марія Олександрівна

0509718847

Рішельєвський ліцей при Одеському національному університеті

Комісаренко Вячеслав Ігорович

0932762696

Технічний ліцей Національного Технічного Університету України «Київський політехнічний інститут»

Кулік Олег Прокофійович

0962265545

Технічний ліцей Національного Технічного Університету України «Київський політехнічний інститут»

Курін Ілля Миколайович

0509515390

Фізико-математичний ліцей № 142 міста Києва

Логвін Андрій Віталійович

0964872287

Технічний ліцей Національного Технічного Університету України «Київський політехнічний інститут»

Лукашевич Яна Петрівна

0971314058

Славутицький ліцей

Лупа Андрій Миколайович

0978546908

Довговойнилівська ЗОШ І-ІІІ ступенів Калуської районної ради Івано-Франківської області

Матвіїв Катерина Юріївна

380934361592

Навузький НВК№26 Луцької міської ради, Волинської області

Мельник Юлія Євгенівна

0975302533

Мелітопольська гімназія №10

Мироненко Олексій Володимирович

+380962809512

Новомосковський ліцей «Саммара», Дніпропетровська обл.

Мороз Максим Ігорович

0637316696

 Корецька ЗОШ І-ІІІ ступенів Корецької міськой ради Рівенської області

Мулява Галина Ярославівна

0673988793

Київський природничо-науковий ліцей №145

Мулява Ольга Ярославівна

0984390902

Київський природничо-науковий ліцей №145

Нестеренко Владислав Ігорович

+380953302832

Донецька спеціалізована загальноосвітня фізико-математична школа І-ІІІ ступенів №35

Ободов Володимир Андрійович

0992835652

Вознесенська гімназія № 1

Ремізов Олексій Володимирович

0952473432

Севердонецький багатопрофільний ліцей

Романовська Софія Ігорівна

0504534040

Ліцей інформаційних технологій при Дніпропетровському національному університеті

Серветник Євген Володимирович

0972747114

 Гімназія №178 м.Києва

Скляр Андрій Володимирович

0672256943

Спеціалізована школа №57 з поглибленним вивченням англійської мови міста Києва

Таран Денис Олегович

0956274189

Технічний ліцей Національного Технічного Університету України «Київський політехнічний інститут»

Тараненко Сергій Олександрович

0934658425

Фізико-математичний ліцей № 208 міста Києва

Терещенко Валентин Русланович

0975351075

 Гімназія №257 «Синьоозерна»

Цислицький Антон Миколайович

0992424158

Фізико-математичний ліцей № 142 міста Києва

Яковенко Андрій Андрійович

0509026513

Фізико-математичний ліцей № 142 міста Києва

Якубович Віктор Петрович

0991722676

Черкаський фізико-математичний ліцей (ФІМЛІ)

 

Староста: Романовська Софія

Тел. +380504534040, e-mail: [email protected]

 

e-mail групи КА-31: [email protected]

Continue Reading

График учебого процесса на 2012-2013-1



График учебного процесса

на 2012-2013 уч. год

ФЗДО

1 курс

Группы (12)

Сроки установочной сессии

Зимняя сессия

Кол-во

дней

БЭЗ, БЭФЗ, БМЛЗ, БММЗ, БРЗ

20.09.12-22.09.12 (3 дня)

12.12.12 по 28.12.12

17

БММЗУ, БМРЗУ, БЭНЗУ, БПЭЗУ, БЭЗУ, БЭУЗУ

24.09.12–26.09.12 (3 дня)

14.01.13 по 30.01.13

17

БЭФЗУ

27.09.12–29.09.12 (3 дня)

17.01.13 по 02.02.13

17

БЭЗВ, БЭФЗВ, БЭУЗВ

01.10.12-03.10.12 (3 ДНЯ)

17.01.13 по 02.02.13

17

2 курс

 

Группы (11)

Зимняя сессия

Летняя сессии

Кол-во

дней

БММЗУ, БМРЗУ, БЭНЗУ, БПЭЗУ, БЭЗУ, БЭУЗУ, БЭЗВ, БЭФЗВ, БЭУЗВ, БЭФЗУ.

09.01.13-02.02.13 (25)

30.05.13-23.06.13

25

БММЗ, БЭФЗ, БРЗ

14.01.13-02.02.13 (20)

03.06.13-22.06.13

20

 

3 курс

Группы (01)

Зимняя сессия

Летняя сессия

Кол-во

дней

ЭЗ, ФКЗ

08.10.12-01.11.12 (25)

11.03.13-01.04.13 (22) 25.06.13-27.06.13 (3)

25

МЗУ, МРЗУ, ННЗУ

06.11.12-30.11.12 (25)

08.04.13-29.04.13 (22) 25.06.13-27.06.13 (3)

25

ОСЗ, ЭЗВ, ЭЗУ, УЗУ, ИЭЗУ, ФКЗУ

09.01.13-02.02.13 (25)

03.06.13-27.06.13

25

ФКЗУ

 

30.05.13 — 23.06.13

25

ЭЗВ

 

13.05.13 – 06.06.13

25

ФКЗВ, УЗВ

04.02.13 –28.02.13 (25)

 

 

 

4 курс

Группы (91)

Зимняя сессия

Летняя сессия

Кол-во

дней

ЭЗ, ФКЗ

08.10.12-01.11.12 (25)

11.03.13-01.04.13 (22) 25.06.13-27.06.13 (3)

25

МЗУ, МРЗУ, ННЗУ

05.11.12-30.11.12 (25)

 

 

ФКЗУ

03.12.12-27.12.12 (25)

 

 

ИЭЗУ, ЭЗУ

09.01.13-02.02.13 (25)

 

 

УЗУ

04.02.13-28.02.13 (25)

 

 

УУ, ФКУ (вечер.)

07.01.13-31.01.13 (25)

 

5 курс

 

Группы (81)

Зимняя сессия

Летняя сессия

Кол-во дней

ФКЗ, ЭЗ

09.01.13-02.02.13 (25)

ТОЛЬКО гр. ЭЗ 03.06.13-27.06.13

25

6 курс

Группы (71)

Зимняя сессия

Кол-во дней

ЭЗ

09.01.13-02.02.13

25

 

Continue Reading

График фестивалей 2017-2018



 

Фонд развития творчества «Страна талантов»

представляет график

Международных фестивалей-конкурсов «Мой путь» на 2017-2018 г.

Дата

Город

Дисциплины

25-28 января 2017 года

 

Самара

 

 

 

Хореография, вокал, художественное слово, театр моды

 

17-20 февраля 2017 года

 

Екатеринбург

3-6 марта 2017 года

 

Уфа

17-20 марта 2017 года

 

Челябинск

8-10 апреля 2017 года

 

Чебоксары

30 апреля 5 мая 2017 года

Сочи

(Комплекс «АкваЛоо»)

 

 

Хореография, вокал, художественное слово, театр моды, инструментальное творчество

10-17 июня 2017 года

 

Сочи

Адлеркурорт»)

10-17 июня 2017года

Сочи (ФИНАЛ!) («Адлеркурорт»)

22-28 июня 2017 года

Сочи

(Комплекс «АкваЛоо»)

6-9 июля 2017 года

 

Санкт-Петербург

 

 

Хореография, вокал, художественное слово, театр моды

 

21-23 октября 2017 года

 

Оренбург

30 октября — 02 ноября

2017 года

Нижний Новгород

18-20 ноября 2017 года

 

Ульяновск

2-3 декабря 2017 года

 

В разработке

Хореография

4-8 января 2018 года

Москва

Хореография, вокал, художественное слово, театр моды

25-28 января 2018 года

Самара

Хореография, вокал, художественное слово, театр моды

17-20 февраля 2018 года

Екатеринбург

Хореография, вокал, художественное слово, театр моды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Электронная почта: stranafestival@mail.ru

 

тел. 8 (846) 207-44-35, моб. 8-917-163-64-33

 

Подробная информация и анкета-заявка на сайте: www.stranafestival.ru

Мы в контакте: vk.com/stranafestival

 

Continue Reading

Графики учеб проц 1курс



График учебного процесса на 2011-2012 учебный год

Группа № 11, профессия «Автомеханик»

1 курс

Период

Сроки

Продолжительность

Примечания

Начало учебного года

1.09.2011г.

 

 

 

Первый семестр

1.09-31.12.2011г.

17 недель

 

Учебная практика

1.09 -31.12.2011г.

1 день в неделю

 

Каникулы зимние

 

1.01 -14.01. 2012г.

2 недели

 

Второй семестр

16.01- 15.06. 2012г.

23 недели

Зачеты с оценкой – химия, биология, информатика, физика, математика, физкультура, материаловедение, ПМ01 – слесарное дело, ПМ01 — ТО и ремонт автотранспорта,.

Каникулы летние

16.06- 31.08.2012г.

11 недель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График учебного процесса на 2011-2012 учебный год

Группа 12, 13, профессия «Ремонтник горного оборудования»

1 курс

Период

Сроки

Продолжительность

Примечания

Начало учебного года

1.09.2011г.

 

 

 

Первый семестр

1.09-31.12.2011г.

17 недель

 

 

Учебная практика

1.09 -31.12.2011г.

1 день в неделю

 

Каникулы зимние

 

1.01 -14.01. 2012г.

2 недели

 

Второй семестр

16.01- 15.06. 2012г.

23 недели

Зачеты с оценкой – химия, биология, информатика, математика, физика, физкультура, техническое черчение, техническая механика, ПМ01 — ремонт, монтаж и ТО горного механического оборудования

Каникулы летние

16.06- 31.08.2012г.

11 недель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График учебного процесса на 2011-2012 учебный год

Группа № 15, профессия «Обогатитель полезных ископаемых»

1 курс

Период

Сроки

Продолжительность

Примечания

Начало учебного года

1.09.2011г.

 

 

Первый семестр

1.09-31.12. 2011г.

17 недель

Экзамен – ПМ01Обслуживание оборудования и ведение подготовительных процессов обогащения полезных ископаемых

Производственное обучение

1.09-31.12. 2011г.

2 дня в неделю

 

Каникулы зимние

1.01 -14.01. 2012г.

2недели

 

Второй семестр

16.01- 30.06. 2012г.

23 недели

Зачеты с оценкой – техническое черчение, электротехника, техническая механика, физкультура, безопасность жизнедеятельности

Экзамен – охрана труда,

ПМ02 — Обслуживание оборудования и ведение основных процессов обогащения полезных ископаемых, ПМ03 —Обслуживание оборудования и ведение вспомогательных процессов обогащения полезных ископаемых

 

Производственное обучение

16.01- 08.04. 2012г.

2 дня в неделю

 

Производственная практика

9.04 – 15.06. 2012г.

10 недель

 

Защита выпускной квалификационной работы

 

1 неделя

 

Окончание

30.06.2012г.

 

 

 

 

 

 

 

График учебного процесса на 2011-2012 учебный год

Группа № 14, профессия «Поварондитер»

1 курс

Период

Сроки

Продолжительность

Примечания

Начало учебного года

1.09.2011г.

 

 

 

Первый семестр

1.09-31.12.2011г.

17 недель

ЭкзаменПМ01 Приготовление блюд из овощей и грибов

 

Учебная практика

1.09 -31.12.2011г.

1 день в неделю

 

Каникулы зимние

 

1.01 -14.01. 2012г.

2 недели

 

Второй семестр

16.01- 15.06. 2012г.

23 недели

Зачеты с оценкой – химия, биология, физика, география, информатика, основы микробиологии.

Экзамены — ПМ02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста

ПМ03 Приготовление супов и соусов

 

Производственное обучение

14.05-15.06.2012г.

7 дней

 

Каникулы летние

16.06- 31.08.2012г.

11 недель

 

 

 

Continue Reading

График учеб процесса 2015



ГРАФИК

учебного процесса на 2015-2016 уч. год

 

Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Группа

1

5

7

12

14

19

21

26

28

3

5

10

12

17

19

24

26

31

2

7

9

14

16

21

23

28

30

5

7

12

14

19

21

26

28

2

   4

9

11

16

18

23

25

30

1

6

8

13

15

20

22

27

29

5

7

12

14

19

21

26

28

2

4

9

11

16

18

23

25

30

2

7

9

14

1621

23

28

30

4

6

11

13

18

2025

27

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ИС2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ЭЛ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1АТ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ТМ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1БУ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1СП2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2БУ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2АТ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2ТМ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3ЭЛ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3АТ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3СП2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3БУ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4АТ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4ЭЛ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

 

Самостоятельное изучение (теоретические занятия)

 

Подготовка к итоговой государственной аттестации (выполнение дипломного проекта)

 

 

 

 

 

Лабораторно-экзаменационная сессия

 

 

Итоговая государственная аттестация

 

 

 

 

 

Практика преддипломная (квалификационная)

 

 

 

 

 

Continue Reading

График присутствия сотрудников кафедры



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Института государственного

управления и права

____________________Г.Р. Латфуллин

«____»_______________2017 г.

 

График присутствия сотрудников кафедры истории и политологии

на весенний семестр 2016-2017 г.

 

пп

Должность, ФИО

День недели

 

1.

Зав. кафедрой 1 ставка

Костриков Сергей Петрович

вторник

четверг

9.00-18.00

9.00-18.00

2.

Профессор 0,5 ставки

Жукова Людмила Александровна

среда

12.30-14.00

3.

Профессор 0,5 ставки

Ильюхов Александр Антонович

болен

 

4.

Профессор 0,75 ставки

Крейс Владимир Владимирович

суббота

10.00-12.15

5.

Доцент 1 ставка

Мантров Юрий Николаевич

суббота

13.00-16.00

6.

Доцент 0,5 ставки

Надехина Юлия Петровна

среда

11.30-13.00

7.

Доцент 0,75 ставки

Третьяков Андрей Владиславович

понедельник

вторник

15.00-16.15

19.30-20.30

8.

Старший преподаватель 0,5 ставки

Костриков Станислав Сергеевич

четверг

10.00-11.30

9.

Ассистент 0,5 ставки

Михалева Римма Анатольевна

пятница

13.30-15.00

10.

Старший лаборант 1 ставка

Иванова Елена Владимировна

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

обед

10.00-19.00

10.00-19.00

9.00-18.00

10.00-19.00

10.00-19.00

13.30-14.15

11.

Старший лаборант 1 ставка

Цыпина Ольга Григорьевна

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

обед

9.00-18.00

9.00-18.00

10.00-19.00

9.00-18.00

9.00-18.00

13.30-14.15

 

СОГЛАСОВАНО:

заведующий кафедрой

истории и политологии ______________ С.П. Костриков

 

«____»___________ 2017 г.

Continue Reading

гигиена 2ЛЕКЦИИ ПМ-06 ЛабД



 

 

 

 

Тема 2.3.

Изучение воды, как фактора внешней среды, ее гигиеническое и эпидемиологическое значение

 

План:

1. Изучение значения водного фактора в жизни человека;

2. Изучение нормы потребления воды;

3. Изучение гигиенических требований к качеству питьевой воды;

4. Изучение физиологического, гигиенического, экологического значения воды;

5. Изучение органолептичесих свойств воды;

6. Изучение минерального состава воды;

7. Изучение роли воды в возникновение заболеваний. Эндемические и эпидемиологические заболевания.

 

Роль воды в жизни человека.

Вода – один из важнейших факторов внешней среды.

-Жизнь на Земле зародилась в океане. В ходе эволюции многие живые организмы покинули свою обитель, но сохранили её частицу внутри себя.

Человек больше чем на половину состоит из воды.

Чем моложе организм, тем выше содержание воды в его организме. У плода 97% воды. В организме у новорождённого 80% воды. По мере роста и старения содержание воды уменьшается. В организме взрослого человека от 50% до 70% воды.

В среднем в теле человека содержится до 50 л воды Распространение воды по отдельным тканям: в костях — 30%, хрящах – 60%, печени — 70%, мышцах – 75%, мозгу – 79%, почках – 83%. Чем богаче водою орган, тем интенсивнее в нем обмен веществ. Наименее беден водою череп. Глаз почти целиком состоит из воды. С возрастом количество воды в организме уменьшается: на 3-м месяце утробной жизни – 94%, при рождении – 69%, в 20 лет – 62%, старческом возрасте – 58%. Сухая египетская мумия весит около 8 кг.

Вода – универсальный растворитель. По сути все биологические жидкости (кровь, лимфа, спинномозговая жидкость, слюна, пот, моча) представляют собой растворы солей, белков, углеводов, липидов в воде.

В воде происходят все сложные биохимические реакции, связанные с обменом веществ. Основным способом распада белков, жиров и углеводов в организме является гидролиз. Без этого процесса было бы невозможно усвоение пищевых продуктов, так как всасываются в кишечнике только молекулы небольшого размера. Вода также переносит питательные вещества, продукты метаболизма, газы, и т.д. Она способствует самоочищению организма, выводит шлаки, вымывает бактерии из кишечника, поддерживает температуру тела и КЩР.

Вода несёт в себе информацию биологического характера. Она образует полые аналоги ДНК — водные копии, водные отражения фрагментов хромосом.

Вода необходима нашему организму даже больше, чем пища.Без пищи человек может прожить до месяца, без воды только несколько дней. Нарушение водного баланса в клетках живой ткани приводит к тяжёлым последствиям, вплоть до гибели клеток. Недостаточное количество воды в организме приводит к дегидратации (сгущение крови, нарушение тока крови и др.). Первый симптом недостатка жидкости – чувство жажды. При потере воды до 10% отмечается резкое беспокойство, слабость, тремор конечностей, учащается пульс, повышается температура тела. Потеря 20%-25% воды приводит к смерти. Поэтому водные запасы организма надо постоянно возобновлять.

Организм не только получает воду с пищей, но и производит её сам (около 0,3 л в сутки). Такая вода носит название эндогенной и образуется при окислении различных веществ. Окисление 100 г жира даёт организму 107 мл воды, 100 г белка- 41 мл воды, 100 г углеводов-55 мл воды. Образование эндогенной воды увеличивается во время мышечной работы и при охлаждении организма.

Потребность организма в воде зависит от ряда факторов:

1.Возраста. Чем моложе организм, тем больше потребность в воде.

40 мл воды на 1 кг массы – для взрослого

120 мл воды на 1 кг массы — для ребёнка первого года жизни

По мере роста потребности в воде уменьшаются.

2.Характера питания.

Если основную долю в рационе занимают жиры и углеводы, количество потребляемой при этом соли невелико, потребность в поступлении воды небольшая. Если человек питается преимущественно белковой пищей или очень солёной, потребность в воде возрастает.

3.Климатических условий.

Водный обмен более интенсивно протекает при высокой температуре и низкой влажности воздуха (условия пустыни). Суточная потребность в воде в этих условиях 12-15 л. В условиях нашего климата суточная потребность в воде 1,5-3 л.

4. Интенсивности трудового процесса.

В горячих цехах и при выполнении работ, связанных с большой физической нагрузкой человек за смену теряет до 10-12 л, поэтому он должен восполнять потерю воды, рабочим дают пить подсолённую воду, т.к. соль удерживает воду в организме.

Однако значение воды не исчерпывается лишь её физиологической ролью. Большое количество воды расходуется на гигиену тела, одежды, жилища, на промышленные нужды, на предприятиях общественного питания, при проведении оздоровительных и спортивно-физкультурных мероприятий, для мойки улиц и полива зелёных насаждений. Улучшение культурных и гигиенических условий жизни тесно связано с повышением водопотребления на душу населения. Чем выше уровень санитарно-технического благоустройства зданий, тем больше водопотребление. На основании степени благоустройства населённого пункта разработаны нормы водопотребления.Расход воды в крупных городах растёт. За прошедший год в Саратове (город с высоким уровнем благоустройства) расход воды составил почти 500 л на человека в сутки. В Москве ежесуточно расходуется до 1000 л воды. Это связано не только с ростом благосостояния городов, но и с неэкономным расходованием воды.

 

Гигиеническая оценка питьевой воды.

Большое гигиеническое значение имеет качество питьевой воды, которое характеризуется её органолептическими свойствами, химическим составом и наличием или отсутствием возбудителей заболеваний.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды изложены в документе СанПиН –01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества». Согласно этому документу питьевая вода должна иметь благоприятные органолептические свойства, должна быть безвредна по химическому составу, должна быть безопасна в радиационном и эпидемическом отношении.

1.Органолептические свойства – это свойства воды, воспринимаемые органами чувств человека. Это запах, привкус, цветность и мутность. Вода с плохими органолептическими свойствами, например, мутная с неприятным запахом и вкусом вызывает у людей отвращение, даже если она не опасна для здоровья.

А) Запах и привкус могут быть связаны с наличием в воде органических веществ растительного происхождения, придающие воде землистый, травянистый или болотистый запах и привкус. Причиной запаха и привкуса может быть загрязнение сточными водами, а также обильное содержание минеральных солей или газов. Например, вода, содержащая сульфаты имеет горьковатый привкус, хлориды — солоноватый. Избыточное содержание железа в воде придаёт неприятный вяжущий привкус.

Вкусная вода, содержащая соли угольной кислоты карбонаты и бикарбонаты.

В результате гниения органических остатков могут образовываться неприятно пахнущие газы аммиак и сероводород, которые будут придавать воде запах тухлых яиц.

Интенсивность запаха и привкуса определяют в баллах.

0 баллов — отсутствие запаха и привкуса

1 балл – очень слабый, определяемый лаборантом

2 балла – слабый, не привлекающий внимание потребителя

3 балла – заметный, вызывающий неодобрение

4 балла – ясно выраженный, делающий воду неприятной

5 баллов – очень сильный запах и привкус, вода непригодна

В результате обработки воды на водопроводных станциях запах и привкус уменьшаются.

Б) Цветность может быть связана с наличием в воде природных веществ. Гуминовые вещества, вымываемые из почвы, придают воде коричневатую окраску, наличие водорослей – зеленоватую. Избыток железа придаёт воде красновато – бурую окраску. Цвет воды может изменяться в результате загрязнения сточными водами. После очистки воды на водопроводных станциях цветность уменьшается. При лабораторных исследованиях сравнивают интенсивность цветности питьевой воды с условной шкалой стандартных растворов и результат выражают в градусах.

В) Мутность. Питьевая вода должна быть прозрачной, чтобы через её слой в 30 см можно было прочесть шрифт определённого размера. Мутность связана с наличием в воде взвешенных частиц ила, глин. На взвешенные частицы сорбируются вирусы, поэтому показатель мутности имеет отношение к безопасности воды в вирусном плане.

Согласно СанПиН-01:

Запах и привкус – не более 2 баллов

Цветность – 20

Мутность – 1,5 мг/л

Прозрачность – не менее 30 см

1. Наличие в воде возбудителей заболеваний.

Вода является одним из важнейших путей распространения многих инфекционных заболеваний. Водным путём передаются : холера, брюшной тиф, паратифы, бактериальная и амёбная дизентерия, гепатит А, а также многие гельминтозы (глистные инвазии). В этом отношении опасны сточные воды больниц, особенно инфекционных.

. В Российской Федерации система водоснабжения населения характеризуется следующими особенностями:

50% населения РФ пользуется недоброкачественной водой (вдоль р. Волги, Дагестан, Архангельская область);

до 64% источников питьевой воды не имеют санитарной зоны охраны;

20% водопроводов подают воду без обеззараживания;.

1/3 населения в РФ пользуется водой из децентрализованных источников (колодцы, озера), треть из которых не соответствует санитарным нормам.

Такое состояние с водопользованием населения во многом определяет эпидемическую обстановку в РФ.

инфекционные заболевания и гельминтозы, передаваемые водным путем

Вода имеет большое значение в эпидемическом распространении инфекционных заболеваний — второе место после воздушного пути. Но имеется и особенность: если воздушный путь действует при массовых скоплениях людей, то водный охватывает и малолюдные поселения. По данным ВОЗ, 80% инфекционных болезней связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. Ежегодно от болезней, связанных с водой, страдают до 2 млрд чел. Через воду передаются бактериальные кишечные инфекции — холера, брюшной тиф, дизентерия и вирусные заболевания – гепатит А (болезнь Боткина), полиомиелит, а также лептоспироз (водная лихорадка — от мышей), туляремия. Через водную среду распространяются гельминтозы: через рыб и моллюсков – описторхоз (поражается печень), дифиллоботриоз (10-метровый широкий лентец поражает тонкий кишечник), шистоматоз (личинки пробуравливают кожу ног, попадают в кровь и поражают мочевой пузырь и толстый кишечник – болеют до 200 млн чел. в жарком климате). В водных бассейнах размножаются комары, переносящие возбудителей малярии (болеют до 800 млн чел) и филляриоза.

условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде

Почти все микробы и вирусы в воде переживают ненастные дни, ожидая попадания в чувствительный организм. Продолжительность выживания зависит от 1) времени пребывания микроорганизмов в воде; 2) загрязненности воды фекальными водами, 3) температуры воды и 4) от происхождения воды – морская, речная или кипяченая, т.е. от химии воды; в кипяченой воде живут в несколько раз дольше. Чем больше в воде фекальных масс и чем прохладнее вода, тем дольше они сохраняют свою жизнеспособность: в речной воде: кишечная палочка 21-183 дня, брюшнотифозная палочка 4–183, дизентерийная 12-92 и холерный вибрион – 1-92 дня. Исключение составляет холерный вибрион: при температуре воды 28оС и выше он начинает активно размножаться в белковых остатках в воде и в иле, содержимом кишечника рачков и мелких рыб и в течение нескольких дней при жаре может распространиться до тысячи км вверх по течению реки – Волге, Нилу, Гангу, вызывая массовые заболевания холерой. Чтоб заболеть определенной инфекцией надо проглотить соответствующее число бактерий: дизентерии или холеры – от 100 тыс. до 1 млн, брюшного тифа – до 10 тыс.

особенности водных эпидемий

Чтоб возникли водные заболевания – дизентерии, брюшного тифа или холеры необходимо действия закона гигиены — болезнь может возникнуть при действии трех условий (3 звеньев): 1) наличие источника вредности — достаточное количество возбудителей должно попадать в воду, 2) должен сработать фактор и механизм передачи — возбудитель должен сохранить жизнеспособность в воде или размножиться и 3) попасть в восприимчивый организм.

Способы загрязнения водных источников делятся на местные (попадание в колодцы, арыки, пруды содержимого помойных ям, туалетов) и на централизованные (попадание в водопроводы неочищенных вод из рек и озер, прорыв водопроводных труб и подсос канализационных вод., сброс фекальных вод в питьевой водоем, массовые купания в зараженных водоемах).

Основные признаки водных эпидемий:

1) внезапное одномоментное появление большого числа больных (от нескольких десятков до нескольких тысяч);

2) пользование одним источником водоснабжения или купания;

3) преобладание в начале эпидемии взрослых больных;

4) после ликвидации аварии и введения эффективного обеззараживания воды – резкий обрыв числа заболевших;

5) наличие «эпидемического хвоста» — заболевания еще длительное время продолжаются за счет единичных разрозненных заболеваний, в основном, среди детей – поддерживание за счет действия пищевого и контактно-бытового путей передачи;

6) полиэтиологичность — к основным заболеваниям примешиваются частично другие заболевания, связанные с водой (брюшной тиф + дизентерия; холера + дизентерия; дизентерия + брюшной тиф + гепатит А).

 

В СанПиН-96 выделены основные показатели эпидемиологической безопасности воды.

При гигиенической оценке воды имеют значение патогенные микроорганизмы. Однако исследование воды на их присутствие – сложное и длительное дело. Поэтому используются косвенные бактериологические показатели. Эти показатели основаны на наблюдении за сапрофитами (в частности за кишечной палочкой). Поскольку кишечная палочка выделяется с испражнениями человека и животных, то её обнаружение сигнализирует о фекальном загрязнении воды, а следовательно о возможном наличии патогенных микроорганизмов.

Коли-титр– это наименьшее количество воды, в котором обнаруживается одна кишечная палочка. Чем ниже коли-титр, тем сильнее фекальное загрязнение. Коли-титр питьевой воды должен быть не менее 300 мл.

Коли-индекс – число кишечных палочек в одном литре воды. Коли-индекс должен быть не больше 3.

Микробное число – количество колоний, вырастающих при за 24 часа при посеве 1 мл воды на МПА. Микробное число должно быть не больше 100.

 

Тема 2.4.

Изучение воды, как фактора внешней среды, ее гигиеническое и эпидемиологическое значение

 

План:

1. Изучение источников водоснабжения, их санитарно-гигиенической характеристики;

2. Изучение источников загрязнения водоемов;

3. Изучение методов улучшения качества питьевой воды;

4. Основные и специальные методы улучшения качества воды;

5. Изучение экологической проблемы водной среды в РФ и регионах;

6. Изучение санитарной охраны водных ресурсов и объектов водопользования;

7. Изучение законодательства в области охраны водоисточников.

 

Источниками централизованного водоснабжения являются открытые или поверхностные водоёмы и подземные воды.

К поверхностным водам относятся реки, озёра, водохранилища. Для них характерны: низкая минерализация, большое количество взвешенных частиц, сброс сточных вод, что ведёт к значительной химической нагрузке. Они опасны в отношении бактериального и вирусного загрязнения.

К подземным источникам водоснабжения относятся:

1) Грунтовые воды – глубина их залегания от 1,5-2 м до нескольких десятков. Фильтруясь через почву, вода освобождается от взвешенных частиц и микробов и обогащается минеральными солями. Начиная с глубины 5-6 м, грунтовые воды почти не содержат бактерий. Эти воды используются в сельской местности, путём устройства колодцев.

2) Межпластовые безнапорные и напорные (артезианские) воды – глубина их залегания от 15 м до нескольких сот метров. Эти воды имеют стабильный минеральный состав, сверху покрыты одним или несколькими водоупорными слоями, защищающими их от загрязнений с поверхности почвы, они свободны от бактерий. Благодаря хорошему качеству, межпластовые воды являются лучшим источником водоснабжения. Однако использовать подземные воды трудно. Они пригодны только для водопроводов малой и средней мощности. Поэтому в больших городах в основном используются поверхностные воды. Основные источники централизованного использования воды являются Волга, Днепр, Сибирские реки.

Основные требования, предъявляемые как к открытым, так и к подземным водоисточникам:

1. Их санитарная надёжность, т.е. постоянный санитарный состав, независимо от антропогенных условий.

2. Степень загрязнения водоисточника не должна превышать эффективность водоочистных систем.

Учитывая эти требования, были созданы Зоны Санитарной Охраны.

 

2.Санитарная охрана водоисточников.

Пресная вода является возобновляемым, но ограниченным и уязвимым для загрязнения природным ресурсом. Поэтому ее источники для питьевого водоснабжения в РФ охраняются как основа жизнедеятельности и безопасности народов, ею пользующихся. В будущем пресная вода будет самым ходким и прибыльным товаром для нашей страны, особенно из рек Сибири. Использование вод в РФ регулируется Водным Кодексом РФ (1995), в частности ст.3 определяет права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду.

   Охрана источников водоснабжения обеспечивается в соответствии с Санитарными правилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (2001). Они требуют: 1) создания санитарных охранных зон и 2) охрану поверхностных вод от загрязнения сточными водами.

Зона санитарной охраныэто специально выделенная территория, связанная с источником водоснабжения и водозабором. Зачем нужны зоны санитарной охраны? Каждый водоем – это сложная живая система, где обитают растения и микроорганизмы, которые постоянно размножаются и отмирают, что обеспечивает самоочищение водоема. Значит, зоны нужны для его самоочищения. Кроме того, зоны нужны для ограничения попадания в водоемы загрязнений. Для разных водоисточников организуются разные зоны: для поверхностных (рек, озер) – 3 пояса, для артскважин — 2 и для колодцев – 1 пояс.

 

Первый пояс – зона строго режима –непосредственно защищает место водозабора и территорию от загрязнения и посторонних людей. На земле – это забор с колючей проволокой и строгим режимом охраны. На проточном водоеме – реке – такая же ограда и охрана на 200м по течению вверх и на 100 м – вниз. Для непроточных водоемов — небольших озер – вся территория озера. Для артскважин – ограда в радиусе 50 мдля безнапорных и 30м – для напорных. На территорию 1-го пояса не допускаются посторонние, не разрешается проживание, строительство, купание, рыбная ловля, катание на лодках. Территория его благоустроена и асфальтирована.

Второй пояс – зона ограничений – охватывает всю территорию, которая может влиять на качество воды в месте водозабора. Он определяется расчетным способом для каждого водоема – с учетом времени пробега воды от границ пояса до места водозабора. Для реки – на пространство, которое она проходит за 3-5 суток. Для крупных рек это вверх — 20-30 км, средних 30-60 км, а для малых охватывает ее всю до истоков. Вниз по течению – не менее 250 м по реке и 1000 м по берегу. Для непроточных водоемов – радиус 3-5 км. Для артскважин – 200-9000 суток пробега – это время, в течение которого проникшие микробы погибают. Во 2 поясе ограничивается всякая производственная и хозяйственная деятельность, ограничивается сток сточных вод, массовые купания, промышленное рыболовство.

Третий поясзона санитарных ограничений. Применяетсядля открытых водоемов: в нем запрещается разработка полезных ископаемых, размещение кладбищ и животноводческих ферм.

Контроль за качеством питьевой воды осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999). Этим законом введен санитарно-эпидемиологический мониторинг: автоматическое слежение за качеством питьевой воды.

   К сведению: В Москве автоматическая оценка качества питьевой воды осуществляется одновременно по 180 показателям лабораториями Мосводоканала, ГУП «Мосводосток», ЦГСЭН. и российско-французским аналитическим центром «Роса» по всему движению воды от источников до кранов потребителей: в 90 точках на источниках водоснабжения, в 170 точках на водопроводных станциях и в 150 на распределительной сети. Ежесуточно выполняется до 4000 физико-химических, 400 микробиологических и 300 гидробиологических анализов воды.

3.Загрязнение и самоочищение вод.

Различают следующие основные группы загрязнений водоисточников:

-химические,

-физические (радиоактивные),

-биологические (бактериальные, вирусные, дрожжевые, загрязнение аминокислотами и продуктами распада сине-зелёных водорослей).

Каждый водоём – это сложная живая система, где обитают растения, животные, микроорганизмы, которые постоянно размножаются и отмирают, что обеспечивает самоочищение водоёмов.

Факторы самоочищения:

1.физические – разбавление, растворение и перемешивание поступающих загрязнений, осаждение в воде нерастворимых осадков и м/о. Понижение температуры воды сдерживает процесс самоочищения, а повышение температуры воды и УФЛ ускоряют этот процесс.

2.химические – окисление органических и неорганических веществ.

 

4.Способы и методы улучшения качества питьевой воды.

   Чтобы довести качество воды источников водоснабжения до требований СанПиН – 01 существуют методы обработки воды, которые проводят на водопроводных станциях.

Существуют основные и специальные методы улучшения качества воды.

 

I. К основным методам относятся осветление, обесцвечивание и обеззараживание.

Под осветлением понимают устранение из воды взвешенных частиц. Под обесцвечиванием понимают устранение из воды окрашенных веществ.

Осветление и обесцвечивание достигается 1) отстаиванием, 2) коагуляцией и 3) фильтрацией. После прохождения воды из реки через водозаборные решетки, в которых остаются крупные загрязнители, вода поступает в большие емкости – отстойники, при медленном протекании через которые за 4-8 час.на дно выпадают крупные частицы. Для осаждения мелких взвешенных веществ вода поступает в емкости, где коагулируется – добавляется в нее полиакриламид или сульфат алюминия, который под влиянием воды становится, подобно снежинкам, хлопьями, к которым прилипают мелкие частицы и адсорбируются красящие вещества, после чего они оседает на дно резервуара. Далее вода идет на конечную стадию очистки – фильтрацию: медленно пропускается через слой песка и фильтрующую ткань – тут задерживаются оставшиеся взвешенные вещества, яйца гельминтов и 99% микрофлоры.

Далее вода идет на обеззараживание от микробов и вирусов.

Методы обеззараживания

 

1.Химические: 2.Физические:

-хлорирование

— использование гипохлорида натрия-кипячение

-озонирование -У\Ф облучение

-использование серебра -ультразвуковая

обработка

— использование фильтров

 

Химические методы.

1.Наиболее широкое распространение получил метод хлорирования. Для этого используется хлорирование воды газом (на крупных станциях) или хлорной известью (на мелких). При добавлении хлора к воде он гидролизуется, образуя хлористоводородную и хлорноватистую кислоты, которые, легко проникая через оболочку микробов, убивают их.

А) Хлорирование малыми дозами.

Сущность этого метода заключается в выборе рабочей дозы по хлорпотребности или величине остаточного хлора в воде. Для этого проводится пробное хлорирование – подбор рабочей дозы для небольшого количества воды. Заведомо берутся 3 рабочие дозы. Эти дозы добавляют в 3 колбы по 1 литру воды. Вода хлорируется летом 30 минут, зимой 2 часа, после чего определяется остаточный хлор. Его должно быть 0,3-0,5 мг/л. Это количество остаточного хлора, с одной стороны, свидетельствует о надёжности обеззараживания, а с другой – не ухудшает органолептические свойства воды и не является вредным для здоровья. После этого рассчитывают дозу хлора, необходимого для обеззараживания всей воды.

Б) Гиперхлорирование.

Гиперхлорирование – остаточный хлор — 1-1,5 мг/л, применяемое в период эпидемической опасности. Очень быстрый, надёжный и эффективный метод. Проводится большими дозами хлора до 100 мг/л с обязательным последующим дехлорированием. Дехлорирование проводят, пропуская воду через активированный уголь. Этот метод применяют в военно-полевых условиях.В походных условиях пресную воду обрабатывают таблетками с хлором: пантоцидом, содержащим хлорамин (1 табл. – 3 мг активного хлора), или аквацидом (1 табл. – 4 мг); а также с йодом — йод-таблетки (3 мг активного йода). Необходимое к применению число таблеток рассчитывается в зависимости от объема воды.

   В)Обеззараживание воды нетоксичным и неопасным гипохлоридом натрия применяется вместо хлора, являющимся опасным в использовании и ядовитым. В Петербурге до 30% питьевой воды обеззараживается этим методом, а в Москве с 2006 г. начался перевод на него всех водопроводных станций.

2.Озонирование.

   Применяется на небольших водопроводах с очень чистой водой. Озон получают в специальных аппаратах – озонаторах, а затем пропускают его через воду. Озон более сильный окислитель, чем хлор. Он не только обеззараживает воду, но и улучшает её органолептические свойства: обесцвечивает воду, устраняет неприятные запахи и привкусы. Озонирование считается лучшим методом обеззараживания, но этот метод очень дорогой, поэтому чаще используют хлорирование. Озонаторная установка требует сложного оборудования.

3.Использование серебра. «Серебрение» воды с помощью специальных приборов путем электролитической обработки воды. Ионы серебра эффективно уничтожают всю микрофлору; консервируют воду и позволяют ее долго хранить, что используется в длительных экспедициях на водном транспорте, у подводников для сохранения питьевой воды в течение продолжительного времени. Лучшие бытовые фильтры используют серебрение в качестве дополнительного метода обеззараживания и консервации воды

Физические методы.

1.Кипячение. Очень простой и надёжный метод обеззараживания. Недостаток этого метода заключается в невозможности использовать этот метод для обработки больших количеств воды. Поэтому кипячение широко применяют в быту;

2.Использование бытовых приборов — фильтров, обеспечивающих несколько степеней очистки; адсорбирующих микроорганизмы и взвешенные вещества; нейтрализующих ряд химических примесей, в т.ч. жесткость; обеспечивающих поглощение хлора и хлорорганических веществ. Такая вода обладает благоприятными органолептическими, химическими и бактериальными свойствами;

3. Облучение У\Ф лучами. Является наиболее эффективным и широко распространенным способом физического обеззараживания воды. Достоинства этого метода заключаются в быстроте действия, эффективности уничтожения вегетативных и споровых форм бактерий, яиц гельминтов и вирусов. Бактерицидным действием обладают лучи с длиной волны 200-295 нм. Для обеззараживания дистиллированной воды в больницах и аптеках используются аргонно-ртутные лампы. На больших водопроводах применяются мощные ртутно-кварцевые лампы. На малых водопроводах используются непогружные установки, а на больших – погружные, мощностью до 3000 м3/час. УФ-облучение очень зависит от взвешенных веществ. Для надежной работы УФ-установок необходима высокая прозрачность и бесцветность воды и действуют лучи только через тонкий слой воды, что ограничивает применение этого метода. УФ-облучение чаще применяется для дезинфекции питьевой воды на артскважинах, а также рециркулируемой воды на плавательных бассейнах.

II. Специальные методы улучшения качества воды.

опреснение,

-умягчение,

-фторирование — При недостатке фтора проводится фторирование воды до 0,5 мг/л, путем добавления в воду фтористого натрия или других реагентов. В РФ в настоящее время имеются лишь единичные системы фторирования питьевой воды, тогда как в США 74% населения получают фторсодержащую водопроводную воду,

обезфторивание При избытке фтора воду подвергают дефрорированию методами осаждения фтора, разбавлением или ионной сорбцией,

дезодорация (устранение неприятных запахов),

дегазация,

-дезактивация (освобождение от радиоактивных веществ),

обезжелезивание Для снижения жесткости воды артезианских скважин применяют кипячение, реагентные методы и метод ионного обмена.

На артскважинах удаление соединений железа (обезжелезивание) и сероводорода (дегазация) осуществляется аэрацией с последующей сорбцией на специальном грунте.

К маломинерализованной воде добавляются минеральные вещества. Этот метод применяется при изготовлении бутилированной минеральной воды, реализуемую через торговую сеть. Кстати, потребление питьевой воды, приобретаемой в торговой сети, возрастает во всем мире, что особенно актуально для туристов, а также для жителей неблагополучных местностей.

Для снижения общей минерализации подземных вод применяют дистилляцию, ионную сорбцию, электролиз, вымораживание.

Следует отметить, что указанные специальные методы обработки (кондиционирования) воды высокотехнологичны и дороги и применяются лишь в случаях, когда нет возможности использовать для водоснабжения приемлемого источника.

 

Практическое занятие

Вода как фактор внешней среды и ее эпидемиологическое значение

1. СанПиН-01. Гигиенические требования к качеству питьевой воды;

2. Органолептические свойства воды;

3. Химический состав воды и химические загрязнители;

4. Эпидемиологическая оценка воды. Заболевания, передаваемые через воду. Косвенные показатели бактериального загрязнения;

5. Способы и методы улучшения качества питьевой воды.

 

ДЗ3,4 лекции – отработка теории, решение тестов, ситуационных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.5.

Изучение гигиены почвы, санитарная очистка населенных мест.

 

План:

1. Изучение гигиенического значения почвы, ее состава, свойств;

2. Изучение роли почвы в передаче эпидемиологических, инфекционных и паразитарных заболеваний;

3. Изучение загрязнения и самоочищения почвы.

 

1.Значение почвы.

Почва – поверхностный плодородный слой земной коры, представляющий сложный комплекс органических и неорганических веществ, заселённый огромным количеством микроорганизмов.

1.Почва является центральным звеном в круговороте веществ в природе.

2.От типа почвы и её химического состава зависит растительность местности, а следовательно химический состав продуктов растительного и животного происхождения.

3.От физико-химических свойств почвы зависит состав подземных вод.

4.Почва является климатообразующим фактором.

5.Рельеф почвы учитывается при планировке и строительстве населённых мест.

6.Почва используется для обезвреживания твёрдых и жидких отходов.

2.Состав почвы.

1.Смесь органических и неорганических веществ.

Неорганические или минеральные вещества почвы представлены на 60-80% кристаллическим кремнозёмом или кварцем. Значительное место в минеральном составе почвы занимают алюмосиликаты. Кроме этих элементов в минеральный состав почвы входят практически все элементы таблицы Менделеева. Наибольший интерес представляет фтор, йод, марганец, селен и др., т.е. те элементы, которые участвуют в возникновении эндемических заболеваний. Степень загрязнения почвы неорганическими веществами определяется на основании ПДК. Органические вещества почвы представлены :

-собственно органическими веществами почвы (гуминовые кислоты),

-органическими веществами, синтезированными почвенными микроорганизмами (гумус),

-органическими веществами, поступившими в почву извне.

Гумус содержит большие запасы углерода.Увеличение углерода в 2-3 раза свидетельствует о возможном загрязнении почвы.

2.Почвенная влага. Имеет важное гигиеническое значение. Так как все химические и биологические процессы, протекающие в почве осуществляются в водных растворах.

3.Почвенный воздух. Имеет важное значение для растений и микроорганизмов. Кроме того по химическому составу почвенного воздуха можно проводить гигиеническую оценку почвы.

3.Свойства почвы.

1.Пористость. Это отношение объёма пор к объёму почвы, выраженное в процентах. Почвы,состоящие из крупных зёрен (песчаные), имеюткрупные поры. В то же время их пористость невелика 25-40%. Крупнозернистые почвы обладают хорошей проницаемостью для воды и воздуха, поэтому они сухие, хорошо проветриваются. Мелкозернистые почвы (глинистые, торфяные) содержат большое количество мелких пор. Пористость глин 45-50%, торфа до 84%. Мелкозернистые почвы плохо проницаемы для воды и воздуха, но очень влагоёмки. При пористости 60-65% в почве создаются оптимальные условия для процессов самоочищения от биологических и химических загрязнений.

2.Воздухопроницаемость.

Это способность почвы пропускать воздух через свою толщу. Обогащение почвы кислородом имеет большое гигиеническое значение, т.к. в результате окислительных реакций, протекающих в почве, она освобождается от органических загрязнений.

3.Водопроницаемость. Это фильтрационная способность почвы, т.е. способность почвы впитывать и пропускать воду, поступающую с поверхности. Водопроницаемостьоказывает решающее влияние на образование и накопление подземных вод.

4.Влагоёмкость. Это количество воды, которое почва способна удержать в своих недрах. Большая влагоёмкость вызывает отсырение почвы и находящихся на ней зданий, сдерживает процессы самоочищения.

5.Капиллярность. Это способность почвы поднимать по капиллярам воду из нижних горизонтов в верхние. Крупнозернистые почвы поднимают воду быстрее, но на небольшую высоту. Большая капиллярность может быть причиной сырости зданий.

4.Загрязнители почвы.

1.Химические загрязнители.

Это ядохимикаты, минеральные удобрения, бытовые и промышленные отходы. Они оказывают аллергенный, токсигенный, тератогенный, канцерогенный эффекты, а также приводят к развитию эндемий.

2.Биологические загрязнители.

Это вирусы, бактерии, грибы, простейшие, яйца гельминтов.

Имеют важную роль в возникновении инфекционных заболеваний.

В чистой, незагрязнённой почве не так много возбудителей инфекций. В основном это спорообразующие бактерии ( возбудители столбняка, газовой гангрены, ботулизма, сибирской язвы), которые могут длительно сохранятся в почве (25-30 лет). Загрязнённая почва может выполнять роль фактора передачи человеку таких инфекций, как:

-брюшной тиф ( сальмонеллы, вызывающие это заболевание сохраняют жизнеспособность 1 год),

-дизентерия (пол года),

-полиомиелит (вирус сохраняется пол года),

-холера ( холерный вибрион сохраняется 2-3 месяца).

Почва играет роль в передаче гельминтов (власоглав, аскарида, острица и др.). Яйца аскарид сохраняют жизнеспособность в почве 7-10 лет.

Почва, загрязнённая органическими веществами, служит местом обитания грызунов, являющихся переносчиками бешенства, чумы, туляремии, ГЛПС. Загрязнённая почва является благоприятным местом развития мух, которые являются активными переносчиками возбудителей кишечных инфекций.

5.Санитарно-гигиеническая оценка почвы.

 

Санитарно-гигиеническая оценка почвы осуществляется по семи показателям.

1.Коли-титр почвы -это наименьшее количество почвы в граммах,

в котором обнаруживается одна кишечная палочка. Чем ниже коли-титр, тем сильнее фекальное загрязнение почвы.

2.Перфрингенс-титр — это наименьшее количество почвы в граммах,

в котором обнаруживается одна спорообразующая бактерия (клостридияперфрингенс)

3.Количество яиц гельминтов на 1 кг почвы.

4.Санитарное число почвы- это отношение количества органического азота растительного происхождения ко всему органическому азоту, содержащемуся в данном объёме почвы.

5.Содержание вредных химических веществ по ПДК.

6.Количество радиоактивных веществ.

7.Количество канцерогенов в мкг на кг почвы.

На этом основании выделяют 4 типа почв: чистые почвы (практически не встречаются), слабозагрязнённые, загрязнённые и сильнозагрязнённые почвы.

 

Почвы

Коли-титр

Титр перфрингенс

Кол-во гельминтов на 1 кг

Санитарное число

Вредные хим. в-ва

Радиоактивные в-ва

Канцерогены

1.Чистые (почти не встречаются)

1,0 и более

0.1 и более

0

0,98-1

ПДК

Естественный радиоактивный фон

До 5 мг/кг

2.Слабо загрязнённые почвы

1,0-0,01

0,1-0,001

До 10

0.85-0,98

10 ПДК

Не более,чем в 1,5 раза

5-10 мг/кг

3.Загрязнённые почвы

0,01-0,001

0,001-0,0001

11-100

0,7-0.85

10-100 ПДК

В 2 раза

10-30 мг/кг

4.Сильно загрязнённые почвы

Менее 0,001

Менее 0.0001

Более 100

Менее 0,7

Более 100 ПДК

В 3 раза

Более 30 мг/кг

 

6.Самоочищение почвы.

В почве происходит детоксикация, т.е. обезвреживание основной массы поступивших в неё органических веществ. Самоочищение почвы происходит в 2 этапа:

-1 этап — минерализации. Попавшие в почву органические вещества в виде белков, жиров, углеводов и продуктов их обмена подвергаются распаду, вплоть до образования неорганических веществ.

-2этап — гумификации. Под влиянием почвенных микроорганизмов из органических веществ образуются органические вещества почвы — гумус.

В результате самоочищения все органические вещества разлагаются и превращаются в воду, углекислый газ, минеральные вещества и гумус. Гумус медленно разлагается, постепенно отдавая растениям необходимые им питательные вещества. Гумус, несмотря на наличие органических веществ, не загнивает, не выделяет зловонных газов, не привлекает мух и не содержит патогенных бактерий. Самоочищение почвы зависит от аэрации. Вспахивание или перекапывание почвы способствует аэрации и ускоряет самоочищение. Перегрузка почвы органическими отбросами замедляет самоочищение. При этом создаются условия для развития анаэробной гнилостной микрофлоры.

 

Тема 2.6.

Изучение гигиены почвы, санитарная очистка населенных мест.   

 

План:

1. Изучение способов очистки населенных мест;

2. Изучение способов утилизации медицинских отходов;

3. Изучение санитарной охраны почвы.

 

С гигиенической точки зрения загрязнение почвы должно осуществляться с учетом ее самоочищающей способности, чему способствует санитарная охрана почвы.

Санитарная охрана почвы – это комплекс мероприятий, направленных на ограничение поступления в почву загрязнений до величин, не нарушающих в ней процессов самоочищения в почве, не вызывающих накопления в растениях вредных веществ, не приводящих к загрязнению воздуха, поверхностных и подземных вод.

На санитарную охрану почвы направлены 4 группы мероприятий:

1) Законодательные, организационные и административные мероприятия – это система юридически закрепленных документами мер, направленных на предотвращение загрязнения почвы и обеспечивающих рациональное использование земельных ресурсов в интересах сохранения и укрепления здоровья населения.

В нашей стране на страже охраны почвы стоят Земельный кодекс Российской Федерации (1997),

и Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (2003), основные требования которых изложены в настоящей лекции.

2) Планировочные — это мероприятия, включающие правильность отвода участков для сооружений по обезвреживанию и утилизации отходов и соблюдение санитарно-защитных зон вокруг них.

3) Технологические — это мероприятия, направленные на создание безотходных или малоотходных технологических производств.

4) Санитарно-технические — это мероприятия по сбору, удалению, обезвреживанию и утилизации отходов, возлагаемых на санитарную очистку населенных мест.

Под санитарной очисткой населенных мест подразумевают комплекс мероприятий по сбору, удалению, обезвреживанию и уничтожению отходов, образующихся в населенных местах, в целях сохранения здоровья населения и общественного благоустройства.

Отходы делят на твердые и жидкие.

Различают 3 системы удаления отходов:

1) сплавная – канализация (для жидких отходов);

2) вывозная – для твердых отходов — с помощью их сбора, вывоза и очистки, для жидких — подворно-плановая ассенизация;

3) смешанная – сочетает сплавную и вывозную системы, применяется в частично канализованных домах.

   Все отходы должны обезвреживаться от возбудителей эпидемических заболеваний.

Способы обезвреживания должны отвечать следующим требованиям: 1) безопасность в эпидемическом отношении; 2) быстрота обезвреживания; 3) предотвращать развитие мух и грызунов; 4) не загрязнять подземных и поверхностных вод; 5) быстро превращать органические вещества в соединения, не загрязняющие воздух и не пахнущие; 6) возможность максимально и безопасно использовать полезные качества отходов.

 

   Твердые отходы – это мусор (домовой), уличный смет, остатки пищи, шлаки, строительный мусор, производственные отходы, отходы больниц (марля, одноразовые шприцы) и т.д.

   Бытовые отходысоставляют 0,5 м3 или 1т. на 1чел в год. В жилых многоэтажных домах твердые бытовые отходы поступают через мусоропроводы в мусоросборники (стационарные) или контейнеры (сменные). Мусор вывозят специальные машины – мусоровозы, из них самые прогрессивные – пневматические мусоровозы.

По технологии обезвреживания твердых бытовых отходов методы их переработки делятся на:

1) биотермические – утилизация их на усовершенствованных свалках, полях запахивания; в быту

– создание компостных куч;

2) термические – сжигание в специальных печах при температуре 900-1000оС. Возможен пиролиз

– получение горючего газа или нефтеподобных масел при температуре 1640оС и

дефиците кислорода;

3) химические – получение при высокой температуре из отходов хлористо-водородной или серной

кислот с целью получение этилового спирта, витаминов В,РР,Д2 и др.;

4) механические – прессование в строительные блоки.

Наиболее распространены биохимические и термические методы.

Твердые промышленные отходы делятся на утилизирующиеся (не уничтожаются, а используются как топливо, удобрение и т.д.) и не утилизирующиеся (среди них есть подлежащие обязательному уничтожению, например радиоактивные). Для последних используются методы сжигания отходов при температуре 1000-1200оС или захоронения на полигонах в стальных или бетонные контейнерах.

   Жидкие нечистоты – это содержимое уборных, помои (от приготовления пищи, мытья посуды) и сточные воды (бытовые, производственные, атмосферные, от мытья улиц).

Канализация – система сооружений, которая принимает и транспортирует сточные воды по сети подземных трубопроводов за пределы населенного пункта.сПри отсутствии канализации жидкие отходы вывозятся цистернами на сливные станции.

Сточными водами называются воды, отводимые в процессе бытовой или производственной деятельности человека. Они делятся на 1) городские (промышленные, бытовые, от больниц, прачечных); 2) ливневые (дождевые, талые) и 3) сельскохозяйственные. Сточные воды из квартир поступают в канализационную сеть дома – затем перемещаются во внутриуличную сеть – в межрайонные бассейны канализования (коллектора) – на очистные сооружения. К коллекторам присоединяются сети от промышленных предприятий. Все движение сточных вод осуществляется самотеком.

Дождевые сточные воды могут двигаться вместе с бытовыми, соединяясь уличными сетями, отдельно и полураздельно, объединяясь на коллекторах.

Существуют следующие этапы очистки, обеззараживания и утилизации сточных вод:

1) механическая очистка – с ее помощью очищается до 50% загрязнений; для отделения нерастворимых веществ используются решетки, песколовки, отстойники;

2) биологическая очистка – сточные воды пропускаются через поля фильтрации или орошения, биофильтры (щебень, шлак), биопруды, аэротенки, содержащие активный ил, в котором с помощью микроорганизмов и пропускаемого через аэротенк воздуха осуществляется минерализация органических веществ, а в последующем, для образования гумуса, содержимое вывозится на компостные кучи;

3) обеззараживание отфильтрованной воды производится с помощью хлорной извести из расчета 1-1,5 мг/л сточный вод. Затем воды утилизируются путем: вывоза на поля ассенизации (нечистоты служат для полива сельхозкультур) или на поля запахивания (нечистоты сливаются на поля и запахиваются без посева сельхозкультур);

4) обеззараживание выпавшего в осадок ила осуществляется в больших городах – в метантенках, в которых в результате брожения микроорганизмы образуют метан. В небольших населенных пунктах и санаториях для сбора осадка используется септик (двухярусный отстойник) – железобетонный резервуар с активным илом, в котором в течение 6-12 мес. при анаэробных условиях происходит сбраживание ила. Затем он вывозится на компостные кучи, в которых превращается в перегной и используется для подсыпки в городские газоны, в теплицах – для выращивания цветов (для выращивания овощей он не годится из-за высокого содержания тяжелых металлов и вредных примесей).

 

Continue Reading

Гимн Новой Зеландии



The Anthem of New Zealand

God of Nations at Thy feet
In the bonds of love we meet
Hear our voices, we entreat
God defend our free land
Guard Pacific’s triple star
From the shafts of strife and war
Make her praises heard afar
God defend New Zealand
Men of ev’ry creed and race
Gather here before Thy face
Asking Thee to bless this place
God defend our free land
From dissension, envy, hate
And corruption guard our State
Make our country good and great
God defend New Zealand
Peace, not war, shall be our boast
But should our foes assail our coast
Make us then a mighty host
God defend our free land
Lord of battles, in Thy might
Put our enemies to flight
Let our cause be just and right
God defend New Zealand
Let our love for Thee increase
May Thy blessings never cease
Give us plenty, give us peace
God defend our free land
From dishonor and from shame
Guard our country’s spotless name
Crown her with immortal fame
God defend New Zealand
May our mountains ever be
Freedom’s ramparts on the sea
Make us faithful unto Thee
God defend our free land
Guide her in the nations’ van
Preaching love and truth to man
Working out Thy Glorious plan
God defend New Zealand

Continue Reading

Гиперссылки Инструменты ДКП БР



Continue Reading